В органах внутренних дел осуществляются широкомасштабные реформы с целью превращения их в структуру, защищающую интересы народа, общества и государства.
В частности, будет полностью пересмотрена деятельность органов внутренних дел от низшего звена до высшего звена. Силы и средства будут перераспределены, укреплены наиболее близкие к населению нижние звенья. В сферу внедрены самые современные инновационные технологии, для сотрудников органов внутренних дел созданы необходимые материально-технические условия. В результате с каждым годом удается снижать уровень преступности.
Постановление главы нашего государства Шавката Мирзиёева «О мерах по коренному совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства» от 7 ноября текущего года направлено на логическое продолжение осуществляемых мероприятий по борьбе с преступностью.
Согласно постановлению с 1 января 2019 года при Главном управлении исполнения наказания МВД и его территориальных подразделениях будут созданы службы пробации.
Данная структура создается на базе Управления по контролю за исполнением наказания, не связанного с лишением свободы, Главного управления профилактики правонарушений МВД и его территориальных подразделений.
На службу пробации возлагается ряд важных задач. В частности, организация эффективной деятельности органов внутренних дел по исполнению наказания, не связанного с лишением свободы, во взаимодействии с другими государственными органами и организациями, а также общественными формированиями.
В ее задачи будет входить осуществление действенного контроля за поведением условно осужденных и лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания.
Она будет оказывать всестороннее практическое содействие в социальной адаптации и трудоустройстве поднадзорного контингента, а также несовершеннолетних, освободившихся из учреждений по исполнению наказания, в том числе путем организации мероприятий по их профессиональной подготовке.
Служба пробации будет выявлять риски и принимать профилактические меры по недопущению совершения поднадзорным контингентом повторных преступлений, изучать их личности с составлением социально-психологического портрета.
Постановлением еще более усовершенствуется нормативно-правовая база в сфере обеспечения исполнения наказания. В этом процессе особое внимание будет уделено дальнейшему совершенствованию уголовно-исправительной системы, систематизации и гармонизации норм уголовно-исполнительного законодательства. Будут внедрены качественно новые механизмы беспрекословного обеспечения соблюдения прав осужденных, уважения их чести и достоинства.
Будет усовершенствована система формирования в сознании осужденных законопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, труду, нормам и традициям социального общежития. Расширится круг прав осужденных в соответствии с общепризнанными международными стандартами. Дальнейшее развитие получит система образования, организации профессиональной подготовки и обеспечения занятости осужденных, в первую очередь несовершеннолетних и молодежи.
Будет кардинально пересмотрен механизм исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, повышена эффективность контроля за поведением условно осужденных и лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания.
Намечено усилить общественный контроль за деятельностью учреждений по исполнению наказания, обеспечить их тесное взаимодействие с институтами гражданского общества по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Попробую разъяснить суть службы пробации, которая организуется в нашей стране в качестве новой структуры, на простом примере. Например, лицо по имени А совершило кражу и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года. Однако суд, учитывая свойства совершенного преступления и степень социальной опасности, личность виновного и другие материалы по делу, приходит к мнению о том, что поведение виновного лица можно контролировать без заключения под стражу, и в отношении него определяется условное наказание сроком на 2 года.
В таких случаях на подсудимого возлагаются определенные обязанности по устранению причиненного ущерба в течение определенного времени, трудоустройству, сообщению об изменении места жительства, работы или учебы контролирующим органам, периодическому посещению данного органа для регистрации, непосещению определенных мест и нахождению по месту жительства в определенное время.
Служба пробации контролирует исполнение обязательств подсудимым во время испытательного срока. Она осуществляет мероприятия по выявлению рисков и принятию профилактических мер по недопущению совершения подсудимым повторных преступлений. А это дает возможность воспитывать человека, не изолируя его от общества.
Служба пробации также осуществляет контроль за исполнением наказания, не связанного с лишением свободы, приговоренными к испытательному сроку, но и тех, кто лишен определенных прав, привлечен к исправительным работам.
В связи с либерализацией исполнения наказания с каждым годом растет применение наказания, не связанного с лишением свободы. В сущности, основная цель вынесения приговора лицу, совершившему преступление, – исправление его поведения. А цель применения видов наказания, не связанных с лишением свободы, – исправление осужденных без отрыва их от общества.
А это, в свою очередь, проявляется в необходимости дальнейшего совершенствования деятельности по контролю за исполнением наказания, не связанного с лишением свободы, которую осуществляют органы внутренних дел. Поэтому и создается служба пробации.
Такая службы впервые появилась в 1887 году. В настоящее время она действует во многих развитых странах.
Например, в Латвии служба пробации считается независимой государственной службой. А в Грузии в данной сфере функционирует специальное агентство.
В заключение можно сказать, что организация службы пробации будет способствовать эффективной деятельности органов внутренних дел по исполнению наказания, не связанного с лишением свободы, осуществлению действенного контроля за поведением условно осужденных и лиц условно-досрочно освобожденных от наказания.
Муроджон Матниязов,