«Я, как и большинство девушек, хочу иметь жилье, а не скитаться, и торговать собственным телом, чтобы заработать на жизнь». Это слова 25-летней Ойши, которая оказалась бессловесной игрушкой в руках жестоких людей. В прошлом году девушке удалось вернуться на родину, вместе с подругой сбежав из притона в Дубае. Около трех месяцев девушку держали в сексуальном рабстве, пообещав беззаботную жизнь. Такая участь ежегодно постигает наших соотечественниц, попавших в сети крупной международной банды работорговцев.
«Избивали и заставляли работать»
Ойша рано потеряла родителей. Их не стало, когда девочке было 14 лет. В итоге она осталась на попечении брата, который недолюбливал сестренку. Однажды после очередного скандала девочка сбежала из дома.
— Тяжело вспоминать, но как только я оказалась на улице без средств к существованию — попала в притон, где мне предоставили ночлег и питание взамен торговали телом, — рассказывает Ойша. — Я была подростком и боялась сбежать, потому что всех тех, кто сбегал, находили на улице и избивали. Так продолжалось несколько лет. Возможно, многие будут осуждать меня, но к тому времени я не знала, где и у кого просить помощи, понимая, что назад дороги нет, я никому не нужна – ни родственникам, ни знакомым.
В прошлом году познакомилась с мужчиной, который предложил заработок в Дубае, пообещав работу в столовой. По приезду отобрали паспорта, дали комнаты в одной из гостиниц и заставили ублажать мужчин, в противном случае избивали. Мы жили взаперти и не могли никуда выйти. В номерах были камеры видеонаблюдения и каждое наше действие фиксировалось и контролировалось. Однажды мне удалось дозвониться до полиции, благодаря полицейским мы вырвались на свободу, а потом с помощью сотрудников нашего посольства вернулись на родину. Сейчас я пытаюсь начать жизнь с чистого листа…
Что говорят цифры? Статистика жертв
Многие люди предпочитают выезжать на заработки за границу, чтобы обеспечить себе и своим детям обеспеченное будущее. Но не всегда задуманное исполняется, бывают случаи, когда человек становится жертвой торговли людьми. И тогда на помощь приходят сотрудники отдела против торговли людьми при УВД области, куда в прошлом году поступило около 70 заявлений.
С начала текущего года с заявлениями обратилось четверо граждан, по двум из них возбуждены уголовные дела, связанные с торговлей детьми, и два факта вербовки девушек в ОАЭ.
— Очень часто к нам обращаются за помощью, многие просят помочь вернуться на родину, – говорит оперуполномоченный по особо важным делам, подполковник Тулкин Элбоев. – В минувшем году мы помогли вернуться 18 гражданам. Еще трое обратившихся ждут оформления документов.
Согласно данным, в прошлом году сотрудниками отдела было зарегистрировано 20 фактов жертв торговли людьми, в 13 из них пострадали женщины, три факта связаны с торговлей младенцев, в четырех случаях – мужчины попались на удочку мошенников. Факты подтверждают, что женщины-жертвы торговли людьми эксплуатировались в иностранных государствах, в основном, в сексуальных целях.
Разрушенные судьбы
В беседе с нашей героиней она попросила не показывать ее лица — видимо, опасность и страх бывших «хозяев» будет еще многие годы преследовать пострадавшую.
— Сейчас я работаю в кафе официанткой, снимаю квартиру, – говорит женщина. – Денег едва хватает на питание и оплату жилья. Конечно, если бы я могла повернуть время вспять, то никогда бы не сбежала с родного дома, как бы тяжело мне ни было. Если быть честной, то я не люблю вспоминать о своем прошлом, и как многие женщины, все еще мечтаю найти свою любовь, чтобы рядом была надежная опора. Не теряю надежды обзавестись собственным жильем, обрести семью и родить детей.
Кто поможет жертвам?
Не всегда жертвы готовы написать заявление и рассказать об обмане. Особенно, если это касается случаев сексуального насилия.
На протяжении более двух десятков лет помощь жертвам торговли людьми оказывает республиканский социально-информационный центр Istiqbolli Avlod («Поколение будущего»). На сегодняшний день он является одной из лидирующих ННО в стране в сфере противодействия торговле людьми и другим формам насилия.
— В нашей практике встречались истории, когда к нам обращаются женщины с травмами с детства или жертвы сексуального насилия, которые, в силу менталитета или опасаясь за свою безопасность стыдятся рассказать о случаях насилия, которому подвергались на протяжении нескольких лет, – говорит директор Самаркандского филиала Istiqbolli Avlod Мадина Нажмиддинова. – Любые проявления сексуального насилия, как правило, тщательно скрываются, даже если доходят до правоохранительных органов. И как следствие, нет заявлений и судебных дел — нет и статистики.
По словам сотрудников центра, в этом году было зафиксировано два факта сексуальной эксплуатации женщин, обе в настоящее время находятся в Индии и сейчас решается вопрос их возвращения на родину.
P/S. Мы привели одну историю женщины, которая попала в сексуальное рабство, но таких печальных историй со сломленной жизнью и безвыходностью гораздо больше и, к сожалению, многие об этом не решаются рассказать, боясь осуждения окружающих. Возможно, если каждый из нас будет внимательным к своему окружению и к чужой боли – историй с печальным концом будет меньше…