Представим, что гражданин задолжал за природный газ, электричество или за другие коммунальные услуги 300 тыс. сумов. После нескольких транзакций должнику предоставляется определенный период времени для добровольного погашения долга. Задолжник не может выполнить решение суда своевременно из-за ограниченных финансовых средств или по другим причинам.
В результате должник, который не заплатил 300 тыс. сумов, будет оштрафован с 921 тыс. до 1 млн. 843 тыс. сум (в размере от пятикратной до десятикратной минимальной заработной платы).
Можем ли мы уверенностью сказать, что этот порядок, который отражен в статье 1981Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, согласуется с принципом гуманизма и справедливости, и вышеуказанные штрафы, не являются главной причиной возражений нашего народа?
Заседание Фракции СДПУ «Адолат» в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан началось с аналогичных рассуждений.
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в статьи 1981 и 287 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности», отражающий вышеупомянутую ситуацию, вызвал активные дискуссии.
Как отмечалось, данным проектом предусматривается установление штрафа исходя от суммы задолженной суммы за не исполнение должниками, уклоняющихся от добровольного исполнения исполнительного документа о взыскании. То есть невыполнение исполнительного документа о добровольном погашении в установленный срок за меньшую сумму (до 10 МРЗП суммы равной или не превышающей 10 МРЗП) без уважительных причин, вероятно, приведет к определению более низких штрафов (установлению штрафа на граждан от 1 до 5, а на должностных лиц – от 5 до 10 МРЗП).
Точно так же если штраф превышает в десять раз минимальный размер заработной платы, то штраф для граждан устанавливается в размере от пяти до десяти МРЗП и от десяти до пятнадцати МРЗП для должностных лиц.
Подчеркнуто, что все это совпадает с принципом «Справедливость для каждого человека», который является основной программной целью партии «Адолат». По словам депутатов этот принцип послужит для поддержки интересов граждан, при этом, даст возможность обеспечить законные интересы и взыскателей.
Также были рассмотрены нормы эффективного осуществления существующих законодательных норм в законопроекте.
Вместе с тем на заседании депутаты во втором чтении обсудили законопроект Республики Узбекистан «О внесении изменений в статью 178 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности», направленного на защиту прав потребителей и нарушений в этой области.
Законопроектом вносятся дополнения статье 178 настоящего Кодекса. Согласно ему Кодекс дополняется нормой об использовании мер наказания за отвлечение потребителей данными о качестве и специфике потребления товаров, замену товаров аналогичными продуктами, осознанное изменение качества и свойств продукции, а также производство, импорт и реализацию фальсифицированных пищевых продуктов – граждан от трех до семи минимальных размеров заработной платы, а также должностных лиц от семи до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Члены Фракции считают что, государство должно оставаться надежной гарантией защиты экономических и социальных прав человека, отметили, что принятие законопроекта во втором чтении обеспечит надежную защиту интересов потребителей путем повышения ответственности хозяйствующих субъектов.