Состоялось очередное заседание пленума Верховного суда Республики Узбекистан.
В заседании, проходившем в формате видеоконференцсвязи, приняли участие судьи Верховного суда, председатели уголовного, гражданского, административного, экономического и военного судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде, сенаторы, депутаты, сотрудники Конституционного суда, Высшего судейского совета, соответствующих министерств и ведомств, а также представители средств массовой информации.
На заседании, которое вел председатель Верховного суда К.Комилов, отмечалось, что реализуемые в судебно-правовой сфере реформы, прежде всего, служат обеспечению гарантированной защиты на практике прав и свобод человека.
Внедренные в судебную систему новшества, в том числе, расширение практики рассмотрения судебных дел на выездных судах, позволяют установить открытый диалог с населением. Это наряду с обеспечением открытости и гласности судебной власти, сближает судей с народом. В свою очередь, создается основа для повышения доверия народа к судам.
В соответствии с Указом Президента страны Шавката Мирзиёева «О мерах по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы и повышению доверия к органам судебной власти» от 13 июля 2018 года расширен ряд мер, направленных на обеспечение законных интересов граждан. Внедряются в практику меры по дальнейшему повышению прозрачности деятельности судебных органов, увеличению количества открытых диалогов с населением и усилению роли общественности в отправлении правосудия.
В целях обеспечения открытости деятельности судебных органов, начиная с 1 декабря текущего года будет внедрена практика по регулярному размещению на официальном веб-сайте Верховного суда судебных решений.
Вступление в силу с 1 апреля текущего года Гражданского процессуального кодекса, Кодекса об административном судопроизводстве, а также Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности» стало важным событием.
На основе поручения Президента страны Гражданский процессуальный кодекс принят в новой редакции, в связи с возникновением некоторых вопросов в судебной практике все решения по гражданским делам были пересмотрены с точки зрения соответствия действующему законодательству и проведена их инвентаризация.
Исходя из этого, были подготовлены проекты постановлений Верховного суда «О практике рассмотрения судами гражданских дел в апелляционном и кассационном порядке», «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по гражданским делам», «О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего рассмотрение дел об административных правонарушениях» и «О практике рассмотрения судами административных дел в апелляционном и кассационном порядке».
На заседании были обсуждены проекты постановлений пленума.
В частности, рассмотренный на заседании Пленума проект постановления «О практике рассмотрения судами гражданских дел в апелляционном и кассационном порядке», разработан в связи с принятием Гражданского процессуального кодекса в новой редакции и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона. Данным постановлением внимание судов обращено на то, что пересмотр гражданского дела в апелляционном, кассационном порядке, является важным правовым институтом, обеспечивающим участникам судебного процесса на проверку законности, обоснованности и справедливости судебного акта.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом, производство в суде апелляционной, кассационной инстанции возбуждается по делам искового производства: по жалобе истца, ответчика, третьего лица, их представителей, органа государственного управления и протесту прокурора; по делам особого производства: по жалобе заявителя, заинтересованного лица, их представителей и протесту прокурора. Апелляционное, кассационное производство может быть возбуждено также по жалобе, не привлечённого к участию в деле лица, обладающего в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом правом на обжалование судебного акта, затрагивающего его права и законные интересы. Данное лицо пользуется правом обжалования судебного акта и в тех случаях, когда оно в нём не упомянуто. Правом обжалования судебного акта в апелляционном, кассационном порядке обладают также правопреемники сторон, третьих лиц или законного представителя. Представитель участвующего в деле лица, в том числе адвокат, вправе обжаловать судебный акт в апелляционном, кассационном порядке лишь при условии, если такое право специально оговорено в доверенности, выданной представляемым.
В соответствии с законом апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение двадцати дней со дня его вынесения, а кассационная в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Началом течение срока на подачу апелляционной, кассационной жалобы (протеста) является соответственно день, следующий за днём вынесения либо вступления в законную силу решения. Судам разъясняется, что законом установлены определенные исключения из предмета апелляционного, кассационного производства. В частности, в апелляционном, кассационном порядке не подлежат обжалованию (опротестованию): судебный приказ; определения суда первой инстанции, обжалование которых не предусмотрено законом или которые не препятствуют дальнейшему движению дела, а также определения суда первой инстанции об отложении разбирательства дела, в том числе, вынесенные в связи назначением супругам срока для примирения по делам о расторжении брака.
Проект постановления Пленума “О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по гражданским делам” разработан в связи с изменениями и дополнениями, внесёнными в законодательство. Данным документом вносятся необходимые изменения в отдельные действующие постановления Пленума.
В связи с изменениями, внесенными в Кодекс об административной ответственности и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона разработан проект постановления Пленума «О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего рассмотрение дел об административных правонарушениях». Данное постановление обращает внимание судов на необходимость строгого соблюдения норм Кодекса об административной ответственности, регулирующих рассмотрение дел об административных правонарушениях. Перечень дел об административных правонарушениях, подведомственных административному суду предусмотрен в соответствующей статье Кодекса об административной ответственности.
Судья выносит определение о возвращении дела об административном правонарушении органу (должностному лицу), составившему протокол об административном правонарушении или вынесшему постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, если при подготовке к рассмотрению дела будут установлены неподведомственность дела об административном правонарушении суду или нарушение со стороны органа (должностного лица), составившего протокол об административном правонарушении требований, предусмотренных Кодексом об административной ответственности.
По закону дело об административном правонарушении рассматривается судом по месту его совершения. Вместе с тем, следует иметь в виду, что Кодекс об административной ответственности предусматривает также случаи, когда эти дела могут рассматриваться по месту учета транспортных средств или по месту жительства правонарушителя. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судом в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако для рассмотрения отдельных категорий дел законом предусмотрены более короткие сроки. Вместе с тем судам разъясняется, что содержание протокола об административном правонарушении, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также приложенные к ним документы должны соответствовать требованиям соответствующих статей Кодекса об административной ответственности.
Рассмотренный на заседании проект постановления Пленума «О практике рассмотрения судами административных дел в апелляционном и кассационном порядке» разработан в связи с принятием Кодекса об административном судопроизводстве и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона. Данным постановлением внимание судов обращено на то, что пересмотр административного дела в апелляционном, кассационном порядке, является важным правовым институтом, обеспечивающим участникам судебного процесса права на проверку законности, обоснованности и справедливости судебного акта.
В соответствии с Кодексом об административном судопроизводстве производство в суде апелляционной, кассационной инстанции возбуждается: по жалобе заявителя, ответчика, третьего лица, их представителей, органа государственного управления; по протесту прокурора. Апелляционное, кассационное производство может быть возбуждено также по жалобе не привлечённого к участию в деле лица, обладающего в соответствии с Кодексом об административном судопроизводстве правом на обжалование судебного акта, затрагивающего его права и законные интересы. Данное лицо пользуется правом обжалования судебного акта и в тех случаях, когда оно в нем не упомянуто. Правом обжалования судебного акта в апелляционном, кассационном порядке обладают также правопреемники сторон, третьих лиц или законного представителя.
Представитель участвующего в деле лица, в том числе, адвокат, вправе обжаловать судебный акт в апелляционном, кассационном порядке лишь при условии, если такое право специально оговорено в доверенности, выданной представляемым. В соответствии с законом на решение суда апелляционная жалоба может быть подана в течение двадцати дней со дня его вынесения, а кассационная жалоба в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу. Началом течения срока на подачу апелляционной, кассационной жалобы (протеста) является соответственно день, следующий за днём вынесения либо вступления в законную силу решения. Судам также разъясняется, что законом установлены определенные исключения из предмета апелляционного, кассационного производства. В частности, в апелляционном, кассационном порядке не подлежат обжалованию определения суда первой инстанции, обжалование которых не предусмотрено законом или которые не препятствуют дальнейшему движению дела (например, определения о принятие заявления (жалобы) к производству и возбуждение дела, определения суда первой инстанции об отложении разбирательства дела).
Как отмечалось на заседании, обсужденные проекты постановлений пленума направлены на защиту нарушенных прав граждан и охраняемых законом интересов по законному и справедливому решению гражданских и административных дел. Эти постановления будут способствовать обеспечению единообразного и правильного применения норм действующего законодательства, формированию единой судебной практики, дальнейшему повышению эффективности правосудия.