Ни для кого не секрет, что понятие экологии как науки зародилось в США, поскольку именно в этой стране впервые люди осознали последствия потребительского отношения к природе. О том, как в Соединённых Штатах борются с угрозами загрязнения воздуха и климатическими изменениями журналисты из Центральной Азии узнали в ходе экологического тура, инициированного Международным центром «Меридиан» при поддержке Госдепартамента США.
Группа побывала в трех штатах: Колорадо, Индиане и Пенсильвании и увидела, что реализация программ по изменению климата и декарбонизации сильно различается. Так, например, в Колорадо поставили амбициозную цель достичь нулевого количества выбросов к 2040 году. Сегодня в штате на угле работает только одна станция. И ее планируют закрыть к 2031 году. В Индиане пока такой программы нет. Но, тем не менее, с 2010 года здесь при активном участии жителей закрыли 23 угодные станции. Еще восемь до сих пор работают. Интересно, что хотя в штате добывают уголь, для станций используют привозной – из Вайоминга.
Экотур начался со знакомства с энергетическим управлением штата Колорадо. Жители штата во главе с губернатором делают все возможное, чтобы минимизировать выбросы парниковых газов и уменьшить потребительские расходы на электроэнергию за счет продвижения экологически чистой энергии, энергоэффективности и транспортных средств с нулевым уровнем выбросов.
В штате Колорадо особое внимание уделяется развитию альтернативной энергетики. Стоит отметить, что к альтернативным источникам энергии в США относят все виды энергоресурсов, не выделяющие углекислый газ при их использовании. Вследствие этого малая гидроэнергетика, с точки зрения принятой в стране классификации, также относится к альтернативной энергетике.
В разных штатах различается соотношение используемых источников энергии в зависимости от обеспеченности теми или иными энергоресурсами и исторических особенностей конкретного штата. В управлении по энергетике, также как и во многих организациях жителей поощряют, если они заменяют свой привычный автомобиль и добираются до работы к примеру на велосипеде или электросамокате. Поощрение сказывается и на объёме заработной платы и на премиальных.
Любопытно, что в США нет единой национальной стратегии по развитию электрического транспорта. В этом плане штатам предоставлена свобода, и они сами выбирают способы стимулирования использования электрокаров. 38 штатов предоставляют льготы владельцам таких машин, а 9 штатов устанавливают целевые уровни их продаж. Но есть единая политика направленная на увеличение реализации электромобилей. При их покупке владельцам предлагаются льготы, чтобы стимулировать спрос на внедрение экологически чистого транспорта. Кроме того, есть субсидии — налоговый вычет на покупку электрокара. Кроме этого, в Колорадо ввели дополнительные выплаты покупателям в размере от 1000 до 6000 долларов. Владельцы электрокаров также освобождаются от уплаты транспортного налога, поскольку он включён в стоимость топлива.
Экотур в Колорадо запомнился и встречей с профессором Университета Колорадо в Боулдере Майклом Гланцом.
Майкл Гланц — ученый, исследования и прикладная деятельность которого сосредоточены на том, как климат, вода и погода влияют на общество, а также на том, как общество влияет на климат. Он координировал совместные исследования в центральноазиатских республиках Узбекистан и Туркменистан, а также писал о бассейне Аральского моря.
— Аральский экологический кризис, начавшийся в 1960-х годах, развивается более 50 лет на памяти двух поколений, — отметил профессор Гланц. — За этот период уровень моря опустился на 26.7 м, единый водоем разделился на Малое и Большое море. Сегодня спасти Аральское море невозможно, особенно сейчас учитывая засухи и наводнения. Малое еще можно, но трудно.
Американским ученым Майклом Гланцем был выпушен сборник о проблемах Аральского моря, об этапах развития проблемы и научных достижениях. Здесь же даны рекомендации по решению вопросов по улучшению качества речных вод, стабилизации уровня отдельных частей моря и смягчению опустынивания в Приаралье, а также краткий обзор выявленных новых экологических проблем.
Дом с почти нулевым энергопотреблением — как он устроен?
Ответ на этот вопрос журналисты получили прибыв в штат Пенсильванию — культурный и образовательный центр восточного побережья, край, где зарождались Соединенные Штаты Америки.
После города Денвер штата Колорадо, где жизнь бьет ключом Пенсильвания перенесла нас в старину, где памятники архитектуры гармонируют на фоне великолепия местных природных красот.
Несмотря на быстро развивающуюся промышленность и растущие небоскребы, жители штата бережно относятся к историческому наследию города. Они трепетно оберегают дивную старину — древнюю архитектуру и памятники XVIII-XIX веков, которые сохранились еще с времен бушевавшей когда-то войны за независимость. Не менее бережно здесь обращаются и с памятниками природы.
Именно здесь начато строительство энергоэффективных домов. Представьте себе сельский или городской жилой дом, который потребляет очень малое количество энергии, сам её производит, обеспечен горячей водой и не теряет тепло.
В штате активно внедряют LEED-сертификацию – это программа сертификации зданий, которая подтверждает применение самых эффективных и экологичных методов проектирования и строительства.
Исследование департамента энергетики США, показало, что здания, сертифицированные по системе LEED, потребляют на 25% меньше энергии и на 19% имеют меньшие операционные затраты, чем среднестатистические здания в США. При этом здания, сертифицированные на уровень «Gold», значительно выделяются по показателям энергоэффективности. Также, исследования показали, что производительность труда в «зеленых» зданиях на 16% выше, в том числе из-за сокращения частоты заболеваемости сотрудников.
Энергоэффективность лежит в основе многих зеленых стандартов по целому ряду причин, как глобальных (например, сокращение выбросов углекислого газа и сдерживание климатических изменений), так и потребительских (выражающихся в снижении ежемесячных коммунальных платежей). Действительно, чем выше энергоэффективность, тем меньше затраты на эксплуатацию жилья.
В Узбекистане идет активное строительство ресурсосберегающих домов. В 2020 году было построено свыше 500 объектов жилья, где использованы передовые технологии для повышения энергосбережения.
Основное отличие энергоэффективных домов от обычных заключается в том, что они значительно снижают затраты на электро- и теплоносители. В остальном зеленые дома ничем не отличаются от обычного жилья. То есть они полностью отвечают всем критериям для комфортного проживания – имеется горячая вода, освещение, система отопления, вентиляции и другие факторы, обеспечивающие комфортную жизнь. При их строительстве используются энергоффективные стройматериалы и технологии, позволяющие сохранить больше тепла в доме при использовании меньшего объема теплоэнергии в зимнее время, а также обеспечивается прохлада в летнее время, не требуя больших объемов электроэнергии для охлаждения помещения.
Но это не единственная инициатива Питсбурга. В Питтсбурге находится самый большой 2030 District в Северной Америке. Это международно-признанная местная стратегическая инициатива Альянса по экологическому строительству (GBA), которая поддерживает владельцев и управляющих зданиями в их стремлении к значительному улучшению характеристик зданий. Местные объекты недвижимости берут на себя обязательства в рамках целей «2030 Challenge»: сокращение выбросов углерода на 50-65% для существующих зданий и нулевой уровень выбросов углерода для нового строительства и капитального ремонта к 2030 году при одновременном снижении потребления воды и улучшении качества воздуха в помещениях.
Кто загрязняет воздух?
Ученый Центра исследований атмосферных частиц Университета Карнеги-Меллона, профессор Альберт Престо считает, что развитие промышленности негативно влияет на здоровье людей и животных, а также загрязняет окружающую среду.
Особенно негативное воздействие с экологической точки зрения наносит промышленность страны. Благодаря развитости и конкурентоспособности Соединенные Штаты занимают лидирующие позиции в таких сферах, как авто-, судо- и машиностроение, фармацевтика и сельское хозяйство, а также пищевая, химическая, горная, электронная и другие виды промышленности. Всё это крайне негативно сказывается на состоянии окружающей среды и наносит ущерб в особо крупных размерах.
Главной проблемой промышленных предприятий является выброс вредных токсичных веществ в атмосферу. Помимо того, что предельно-допустимые нормы превышаются в несколько раз, химические выбросы обладают большой мощностью и даже небольшое их количество может нанести существенный вред. Очистка и фильтрация проходит очень плохо (это помогает сэкономить денежные средства предприятию). В результате этого в воздух попадают такие элементы, как хром, цинк, свинец и пр.
Проблема загрязнения атмосферы
Одна из основных проблем Америки – это загрязнение воздуха, что характерно для всех мегаполисов страны. Как и всюду, источниками загрязнения являются транспортные средства и промышленность. Ведущие политические деятели государства утверждают, что эту экопроблему нужно решать с помощью науки, то есть разрабатывать и применять инновационные экологически безопасные технологии. Также проводятся различные программы, чтобы сократить количество выхлопных газов и выбросов.
Не менее важной экопроблемой США является проблема твердых бытовых отходов (ТБО). В данный момент страна вырабатывает огромнейшее количество отходов. Чтобы уменьшить их объемы, в Америке практикуется производство вторсырья. Для этого используется система раздельного сбора мусора и пункты приема различных материалов, в основном, бумаги и стекла. Также существуют производства, которые перерабатывают металлы, и их можно в дальнейшем использовать вторично.
На самом деле у нас в Узбекистане, и в других странах Центральной Азии схожие проблемы. Изменение климата может привести к мощнейшим не только экономическим, но и политическим и экономическим потрясениям. Соответственно, борьба за спасение природы также не имеет границ: люди из самых разных уголков земли сообща работают над поиском решений экологических проблем, открывая для себя новые горизонты.
Замира БАЛТАЕВА.
Фото автора.