Почему женщинам трудно найти работу? О гендерных стереотипах, мешающих трудоустройству женщин

У Гузаль Буриевой есть два диплома, но нет работы. В 2010 году она окончила Самаркандский государственный университет факультет физики. Спустя некоторое время она поняла, что хочет работать банкиром и после окончания вуза решила поступить в Самаркандский банковский колледж на заочное отделение.

— Совсем недавно я вернулась из России, уехала на заработки из-за того, что в Самарканде не смогла трудоустроиться, — начинает рассказ Гузаль. – В прошлом году я обратилась в городской отдел занятости, и просила их содействия. На тот момент у меня не было опыта работы, потому что как только я вышла замуж была полностью погружена бытом и нигде не работала. При заполнении анкеты в отеле трудоустройства я написала, что хочу работать в банковской сфере. Вакансий на тот момент не оказалось. Не дождавшись результата, я обратилась в народную приемную Президента с очередной просьбой в трудоустройстве. После моего обращения меня вновь вызвали в городской отдел трудоустройства и направили на работу менеджером в компанию по производству ковров «SAG». Мне понравилось это предложение, и я поспешила на собеседование. Во время собеседования меня спрашивали об опыте работы и наличии детей. На тот момент у меня был маленький ребенок. Хватило пару вопросов, чтобы мне отказать в трудоустройстве. Я вновь осталась ни с чем.

Это далеко не единичный случай. Проблема трудоустройства женщин в стране существует давно. В этой статье мы хотим рассказать о том с какими сложностями сталкиваются женщины в поисках желаемой работы.

Есть ли вообще вакансии?

В Самаркандской области число официально трудоустроенных мужчин в два раза превышает количество работающих женщин. Хотя статистически доля женщин и мужчин в области практически одинаковая. Представленная ниже диаграмма показывает картину трудоустроенных женщин. Их как видно, чуть меньше 10%. Такой низкий показатель свидетельствует о том, что проблема все же существует.

Основное количество работящих женщин трудятся в трех сферах — образовании, здравоохранении и в сфере услуг.  По словам заместителя начальника главного управления занятости Дилшода Бобоева  на эти три сферы  приходится более 1200 вакансий. Но и тут не все так просто. Согласно требованиям работодателей, воспитатели и медсестры прежде, чем приступить к работе обязаны пройти курсы квалификации. А это не бесплатное удовольствие, требующее время и денег.

Женщинам платят мало

Как уже было сказано основное количество работящих женщин трудятся в трех сферах — образовании, здравоохранении и в сфере услуг. Они согласно данным госкомстата считаются самыми низкооплачиваемыми в стране. Такой расклад говорит о том, что наши женщины сконцентрированы на более низких по статусу должностях. Это можно увидеть и на представленной ниже  диаграмме, которая наглядно показывает каков среднемесячный доход сотрудников различных сфер.

Согласно данным государственного комитета статистики области количество работающих  женщин превышает  198 тысяч. Основное количество из них – 84 тысяч работают в системе образования – в основном учителями в школах и воспитателями детских садов. В рейтинге низкооплачиваемых профессий затем следует здравоохранение  и сфера услуг со среднестатистическим заработком 2,3 млн сумов. В этих сферах задействовано свыше 41 тысячи женщин.

Известный экономист Миркомил Холбоев в своем телеграм-канале пишет, что учителя и врачи в последние годы по-прежнему живут в относительной бедности.

«Подобная потеря их статуса в обществе негативно скажется на долгосрочном росте экономики. Если бы лиц, принимающих решения, беспокоили зарплаты работников образования и здравоохранения или их положение в обществе, они предотвратили бы падение зарплат, наблюдаемое на протяжении нескольких лет в сравнении с зарплатой в других секторах».

 

Почему женщинам отказывают в трудоустройстве?

С этим вопросом мы обратились к заместителю хокима области, начальнику управления по делам семьи и женщин Зебиниссо Рахмановой.

«Существует несколько факторов, мешающих женщинам трудиться. Основной из них связан с ментальностью. А именно с тем, что мужчины на востоке ассоциируются с «добытчиком в семье», а женщина – «хранительницей домашнего очага». Возможна причина отказа работодателями кроется в том, что вскоре после трудоустройства женщина может уйти в декрет. Еще один плюс в пользу мужчин – это «свободный график», то есть они могут работать сверх нормы и не отпрашиваются пораньше, чтобы забрать детей из детского сада и приготовить ужин. Но несмотря на сложности, есть весомый аргумент, который относится как к женщинам, так и  к мужчинам – это профессионализм. При его наличии ничто не может быть поводом для отказа». — заключила З.Рахмонова.

Есть ли решение проблемы?

Председатель Сената Танзила Нарбаева в своих выступлениях не раз говорила о существовании гендерного аспекта в трудоустройстве женщин:

«Гендерными вопросами должны заниматься все абсолютно структуры. Гендерный вопрос — это наличие женщин и мужчин и создание им равных возможностей, равная оплата труда, достойные условия труда. Если каждый руководитель будет гендерно чувствительным, у нас вся проблематика по всей стране решится. Гендерными вопросами, вопросами насилия, создания условий должны заниматься все. Чтобы женщина стала этим профессионалом, надо ее поддержать».

На своей странице в Facebook Т.Нарбаева подтвердила наши выводы:

«Дефицит достойного труда — с точки зрения качества, но и количества рабочих мест — затрагивает женщин в большей степени, чем мужчин. Женщинам тяжелее найти работу. Работодатели неохотно нанимают их, так как стоимость найма труда женщин выше, вследствие обязанности предоставлять сотрудникам-женщинам компенсационные выплаты по рождению и уходу за ребенком”.

На днях Гузаль Буриева снова обратилась в Самаркандский городской отдел занятости, возможно на сей раз девушка сможет найти подходящую работу и не будет вынуждена выехать за рубеж на заработки.

 

Замира БАЛТАЕВА.