Опубликовано положение о порядке определения состояния алкогольного опьянения водителей транспортных средств. Документ утвержден министерствами здравоохранения и внутренних дел, Верховным судом, а также Генеральной прокуратурой.
Напомним, что еще в июне президент поручил ввести упрощенный порядок установления опьянения у водителей транспортных средств, в том числе при помощи переносных технических средств. На первый взгляд – это ухудшение для водителей. Однако в новом порядке больше плюсов, чем минусов.
Во-первых, проведение освидетельствования стало однозначно обязательным. Без него нельзя составлять протокол об административном правонарушении по статье 131 (управление транспортными средствами в состоянии опьянения) Кодекса об административной ответственности. Раньше в законодательстве не былой прямой нормы, которая бы обязывала сотрудников ГСБДД проводить освидетельствование. Поэтому на практике встречались случаи, когда протокол оформлялся без этого.
Во-вторых, проверка на месте экономит время водителя, которому не придется следовать на медицинское освидетельствование при малейшем подозрении на состояние опьянения. По всей видимости, уйдут в прошлое такие субъективные способы оценки состояния водителя, как проверка его убежденности в собственной трезвости путем имитации следования до медучреждения («катания до разворота»), дыхание на водительское удостоверение и т.д.
Но когда алкотестер показал отрицательный результат, а у работника ГСБДД остаются сомнения в трезвости водителя, может быть проведено уже медицинское освидетельствование на наркотическое опьянение. Кроме того, в документе прямо не предусмотрено, что отсутствие у работника ГСБДД алкотестера лишает его права направить водителя на медицинское освидетельствование.
В-третьих, определена допустимая предельная концентрация алкоголя. Раньше ее не было и формально любое содержание алкоголя в крови могло служить основанием для применения административного взыскания. Спорные ситуации по этому поводу возникали при употреблении продуктов и веществ, содержащих алкоголь в малых количествах (квас, шоколадные конфеты, апельсины, бананы, соки, сигареты и т.д.), а также на следующие дни после употребления водителями спиртных напитков.
Теперь при использовании алкотестера состояние опьянения признают при показателе паров алкоголя в выдыхаемом воздухе в 0,135 миллиграммов и выше. А на медицинском освидетельствовании в лечебно-профилактическом учреждении – при концентрации алкоголя в крови в 0.3 промилле и выше.
Для справки: в сети Интернет есть различные данные о том, какие показатели дает употребление того или иного количества различных спиртных напитков через определенное время после употребления. Отметим, что скорость вывода алкоголя из организма у каждого человека сугубо индивидуальна. Поэтому полагаться на подобные таблицы и калькуляторы бессмысленно. А сам алкоголь в любом случае опасен для организма, его употребление вредно.
Напомним, водитель обязан пройти тест по требованию работника ГСБДД. Даже абсолютно трезвый водитель за отказ от этой процедуры может быть оштрафован на 15 МРЗП (на момент публикации – 3 040 950 сумов) с лишением права управления транспортным средством сроком от 6-ти месяцев до 2-х лет.
Вместе с тем, перед проведением теста гражданин вправе ознакомиться с документацией на прибор. Он должен быть в установленном порядке проверен Министерством здравоохранения и иметь сертификат, выданный Узбекским агентством стандартизации метрологии и сертификации. Кроме того, работник ГСБДД обязан строго следовать санитарно-гигиеническим правилам. Однако использование одноразовых мундштуков в документе прямо не прописано.
Показатели алкотестера могут служить основанием для составления протокола об административном правонарушении только при 2-х условиях:
- участие в процедуре не менее 2-х понятых либо наличие нательной видеокамеры у работника ГСБДД;
- признание водителем факта нарушения.
Здесь необходимо учитывать, что принятые в Узбекистане пороговые показатели алкотестера (мг/л) и его содержания в крови (промилле) строго соответствуют научно доказанному соотношению, где 1 мг/л равен 0,45 промилле (1:0,45). Т.е. 0,135 мг/л – это 0,3 промилле. Однако алкотестер имеет погрешность. В зависимости от модели 0,02 – 0,05 мг/л. Например, в Российской Федерации при тех же разрешенных 0,3 промилле показатель алкотестера должен составлять не менее 0,16 мг/л, т.е. предусмотрен «запас» погрешности в 0,025 мг/л.
Поэтому в принятом документе закреплено: если водитель не согласен с показаниями алкотестера, работник ГСБДД обязан в течение 1-го часа с момента остановки либо возникновения ДТП доставить его на медицинское освидетельствование в районное, городское лечебно-профилактическое учреждение.
В медицинском учреждении в качестве образцов также берется исключительно выдыхаемый из легких воздух. Биологические жидкости (моча, слюна) отбираются при подозрении на наркотическое опьянение по всем правилам судебной экспертизы. А кровь для определения опьянения разрешается брать только на основании постановления дознавателя, следователя и прокурора в тех случаях, когда из-за необходимости оказания первой медицинской помощи другие способы исследования использовать невозможно.
Медицинское учреждение оформляет заключение, которое должно содержать один из четырех выводов:
- состояние опьянения не установлено;
- установлено состояние алкогольного опьянения;
- установлено состояние наркотического или иного опьянения (должно быть указано обнаруженное вещество, а заключение выдается только при наличии достоверного лабораторного описания);
- имеется нарушение функционального состояния, требующее отстранения от работ, связанных с повышенной опасностью.
Если водитель не согласен и с медицинским заключением, он вправе требовать проведения исследования в другом лечебно-профилактическом учреждении. Его обязаны доставить туда в течение 2-х часов с момента остановки либо возникновения ДТП.
Для справки: статья 131 КоАО за управление транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения предусматривает штраф в размере 25 МРЗП (на момент публикации – 5 068 250 сумов) с лишением права управлять транспортным средством от 1-го года и 6-ти месяцев до 3-х лет.