Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» провел социологический опрос «Подростки о себе и распорядке дня». Им были охвачены все регионы республики, на вопросы анкеты отвечали подростки среднего и старшего школьного возраста от 12 до 16 лет, проживающие как в городской, так и сельской местности.
Результаты опроса показали, что правильный режим дня играет важную роль в психическом и физическом развитии подростков, помогает контролировать соотношение учебных нагрузок и отдыха, продолжительность сна, регулярность питания, приучает к дисциплине.
Нарушения в режиме дня, как выявлено в исследовании, серьезно влияют на физическое самочувствие подростка и его школьную успеваемость. В определенных обстоятельствах деформация в режиме дня может свидетельствовать о потенциальной склонности подростков к поведенческим рискам.
Как свидетельствуют результаты опроса, большинство подростков (82,9 процента) регулярно соблюдают гигиенические процедуры, в частности, чистят зубы, умываются. Девушки более ответственно относятся к личной гигиене и уделяют ей больше времени; среди юношей, напротив, больше тех, кто нерегулярно соблюдает гигиенические нормы. В ходе опроса не было выявлено ни одного подростка, который чистит зубы утром и вечером.
Регулярно делают зарядку 31,8 процента школьников; 23,3 процента – делают ее, но нерегулярно; 7,4 процента – делают под давлением родителей. Почти каждый третий подросток зарядку вообще не делает (37 процентов). В большинстве случаев это касается подростков, проживающих в сельской местности, и девушек-школьниц.
Большинство подростков, как показали результаты исследования, питаются три раза в день, то есть завтракают, обедают и ужинают. В ходе опроса выявлено, что у подростков с возрастом происходит переориентация на сокращение числа приемов пищи, хотя это негативно сказывается на их физическом самочувствии. Только 39,3 процента школьников имели полноценный прием горячей пищи в школьной столовой. Каждый пятый подросток (24,3 процента) фактически не обедает, а перекусывает пирожками, беляшами, самсой, бургерами, которые покупает в школьной столовой или на улице. Как выяснилось, у каждого третьего подростка обед переносится на более позднее время, то есть они обедают дома.
По данным исследования центральное место в режиме дня подростков занимает учеба в школе. Здесь каждый второй подросток проводит не менее шести часов, каждый третий – около семи часов, почти каждый десятый – около восьми. Подросткам нравится учиться, в целом они позитивно оценивают постановку образовательного и воспитательного процесса в своих школах, ценят знания, жизненные навыки и умения, полученные в учебных заведениях. Большинство подростков, принявших участие в исследовании, уверены, что полученные в школе знания, опыт имеют важное значение для их будущего. Для многих подростков школа является тем местом, в котором они с удовольствием проводят свое время, общаются со своими сверстниками, участвуют в различных мероприятиях.
В качестве своих любимых предметов большинство подростков чаще всего называли математику и информатику. Каждый пятый участник опроса своим любимым предметом считает родной язык и историю; более чем каждый десятый – уроки английского языка. Каждый второй подросток посещает дополнительные занятия по какому-либо предмету или предметам, секции или творческие кружки. В этой связи крайне актуальным представляется дальнейшее совершенствование системы школьного образования, ее адаптация к потребностям молодого поколения в сфере образования, в частности, более углубленная подготовка по таким предметам, как математика, физика, химия, история нашей страны, иностранные языки, расширение доступа школьников к современным информационно-коммуникационным технологиям.
Одной из серьезных форм нарушения режима дня в подростковом возрасте являются прогулы занятий, которые могут указывать на склонность подростков нарушать не только школьную дисциплину, но и другие социальные нормы. Из-за пропуска занятий в школе у подростка ухудшается академическая успеваемость, он выпадает из школьного уклада в целом, увеличивается вероятность его попадания в зону поведенческого риска. Как объясняли сами школьники, они пропускали занятия в основном по уважительным причинам, в частности по болезни. Некоторые подростки, в основном проживающие в сельской местности, пропускали учебные занятия в связи с необходимостью оказания помощи родителям; почти каждый десятый подросток пропускал учебу в связи с проведением семейных мероприятий; для некоторых подростков причиной прогулов являются переживания, связанные со страхами проверки заданного материала, вызова к доске, написания контрольных работ, невыполнения домашних заданий.
Как показал опрос, существенное значение в режиме дня подростков имеет то время, которое школьники тратят на выполнение домашних заданий. В среднем это около 2,3-2,5 часа. В сравнении с юношами девушки тратят на приготовление домашних заданий существенно больше времени.
По данным опроса, каждый третий подросток после школьных уроков идет на дополнительные занятия с репетитором по какому-либо предмету, в спортивную секцию, творческие кружки, музыкальную школу. С возрастом увеличивается количество подростков, посещающих дополнительные занятия в связи с подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения. Девушки чаще ходят на дополнительные занятия с репетитором (21,9 процента), тогда как юноши чаще посещают спортивные секции (10,5 процента). Деформации режима дня у подростков, непосредственно после учебы в школе посещающих дополнительные занятия, в основном связаны с тем, что среди них существенно возрастает количество пропускающих полноценный прием пищи в обеденное время. Кроме того, у таких ребят существенно возрастают учебные нагрузки и, напротив, сокращается свободное время, а также время на отдых после учебных занятий.
В структуре режима дня подростков важное значение имеет досуг, так как это то время, которым учащиеся распоряжаются по своему личному усмотрению в зависимости от своих личных потребностей и интересов. По данным опроса, для 65,2 процента подростков наиболее значимым видом деятельности в свободное от учебы время является общение с друзьями. Другим предпочитаемым досугом для 61,9 процента подростков является просмотр телевизионных передач. Опросом выявлено, что в настоящее время становятся популярными формами досуга чтение художественной и обучающей литературы, общение в социальных сетях, участие в творческих кружках, спортивных секциях.
Существенное количество свободного от учебы времени, по данным опроса, школьники уделяют помощи родителям по ведению домашнего хозяйства (75,9 процента) и присмотру за младшими детьми (72,9 процента). Девочки (89,2 процента) гораздо в большей степени тратят свое свободное время на помощь родителям в ведении домашнего хозяйства, тогда как юноши больше времени проводят в общении с друзьями, в соцсетях, чаще смотрят телевизор, но меньше помогают своим родителям (62,2 процента). В сельской местности нагрузка, связанная с помощью родителям, ложится в большей степени на юношей.
В ходе опроса были выявлены и те подростки, которые в достаточно позднее время (после 20.30 часов) продолжают общаться со своими друзьями на улице, в махалле, кафе и так далее. Данная ориентация подростков (преимущественно юношей-старшеклассников) на проведение досугового времени является косвенным индикатором склонности к, так называемому, поведенческому риску. Сам факт того, что у подростков есть возможность ухода из дома в позднее время свидетельствует о слабом родительском контроле за своими детьми.
По результатам опроса почти каждый третий подросток не имеет каких-либо серьезных увлечений и занятий, проводит свое свободное время в основном за просмотром телепередач или на улице со сверстниками. Однако именно в этом возрасте особенно важно, чтобы молодежь была постоянно занята, увлекалась творчеством, спортом, изучением языков. Проведенный опрос показал, что наиболее часто правонарушения совершаются теми несовершеннолетними, которые систематически пропускают занятия в учебных заведениях, не имеют никаких постоянных увлечений или интересов.
В ходе исследования установлено, что почти каждый пятый школьник учится во вторую смену. Если среди подростков, обучающихся в первую смену, каждый третий посещает дополнительные занятия, то среди учащихся во вторую смену, как показал опрос, – только каждый десятый. Досуговые возможности подростков, обучающихся во вторую смену, по данным опроса, также носят ограниченный характер. Несколько снизить негативные последствия обучения во вторую смену может только строго выверенное расписание занятий школьников, в котором периоды нагрузок равномерно чередуются с периодами отдыха. Однако в целом, как показал опрос, выявлено мнение граждан о необходимости перехода всех учащихся на занятия в одну смену.
Как показал опрос, определенные алгоритмы жизненного уклада, отраженные в распорядке дня подростка, в определенной степени оказывают серьезное влияние на личностное становление и поведенческие характеристики подростка.
Не существует универсального режима дня, который подходил бы всем учащимся. Распорядок дня, который складывается у подростка, носит индивидуальный характер и формируется во многом под влиянием образа жизни его семьи, круга интересов, семейных традиций и привычек, в конечном счете, процесса воспитания в семье. В этой связи необходимы дальнейшее усиление воспитательно-просветительской работы в семьях, направленной на активизацию участия родителей в процессе воспитания своих детей в тесном взаимодействии с учителями, повышение их педагогической компетентности, усиление родительского контроля за посещением детьми учебных занятий, проведением свободного времени, процессом общения в социальных сетях. В проблемных семьях, как свидетельствуют данные опроса, удержать подростков от совершения правонарушений возможно лишь совместными усилиями родителей, педагогов учебных заведений, работников правоохранительных органов и общественных организаций. С целью устранения причин и условий для совершения правонарушений несовершеннолетними, по мнению родителей и педагогов, необходимо продолжить организацию систематических учебных и информационно-просветительских кампаний в сходах граждан махаллей, активизацию работы по обеспечению занятости и содержательного досуга молодежи.
В целом, как показали результаты опроса, абсолютное большинство подростков как среднего, так и старшего школьного возраста имеет вполне определенные цели в жизни и планы на будущее. Доминирующие жизненные цели подростков носят достаточно разнообразный характер, они обусловлены, прежде всего, стремлением к взрослению, скорейшему переходу от детства к самостоятельной жизни. Подростки связывают свое будущее со стремлением служить Родине, юноши и девушки стремятся стать полезными членами общества, нужными людям, надеются быть поддержкой и опорой для своих родителей.