Согласно статье 99 Гражданского кодекса Узбекистана, право на изображение является неотъемлемым и неприкосновенным правом личности. При этом, как сообщает Министерство юстиции, в национальном законодательстве четко не определены границы неприкосновенности права граждан на изображение.
В частности, в законодательстве не предусмотрены вопросы о требовании получения или неполучения разрешения у гражданина для того, чтобы сфотографировать его, и использовать фотографии, снятые во время массовых мероприятий или в общественных местах.
Министерство юстиции, изучив законодательство зарубежных стран (Аргентина, Австрия, Бельгия, Дания, КНР, США, Израиль, Италия, Россия, Швеция и другие) в этом направлении, выяснило, что в этих государствах для фото- и видеосъемки не требуется разрешение личности. Однако в Бразилии, Испании и Швейцарии для того, чтобы сфотографировать человека, требуется получение его обязательного разрешения. В частности, в Швейцарии фотосъемка внешнего облика личности в любых ситуации и месте считается нарушением ее прав.
Вместе с тем, в отдельных случаях, при распространении фото или видеоизображений личности, ее разрешение не требуется. К примеру, фото и видео, снятые в ходе массовых мероприятий (концерт, массовые гуляния и другие) и в общественных местах (образовательные учреждения, зоопарк, парки и другие) (Дания, Франция, Россия); если снятые изображения издания используют только для научной, педагогической или культурной целей (Чехия); когда фотография используется для защиты или реализации прав других личностей, а также в целях государственных или общественных интересов (Бразилия, Канада).
«На основе результатов изучения, учитывая актуальность данного вопроса, Министерство юстиции рассматривает вопрос внесения в национальное законодательство норм, конкретизирующих механизмы осуществления права личности на изображение», — говорится в сообщении.