В преамбуле документа, подписанного 17 января президентом Республики Узбекистан говорится, что в течение двух лет на имя президента Узбекистана поступило более 2,5 миллиона обращений. Республиканские рабочие группы в ходе подворных обходов выявили еще свыше 1,1 миллиона проблем. Это, отмечается в документе, свидетельствует о наличии на местах большого количества ожидающих решения вопросов, «многие из которых не решаются на уровне организаций среднего и нижнего звеньев».
В числе системных недостатков в этом направлении:
- действующая система работы с обращениями не позволяет полностью охватить и оперативно решить проблемы населения;
- отсутствует единый механизм координации деятельности Кабинета Министров, министерств и ведомств, органов государственной власти на местах и Народных приемных в сфере решения проблем;
- при разработке проектов социально-экономических программ не в достаточной степени отражаются обращения, поступающие в Виртуальную и Народную приемные президента;
- руководителями госорганов не уделяется должное внимание непосредственному диалогу с населением, а также выявлению и решению проблем путем подворных обходов.
С 1 февраля Народные приемные будут выявлять и решать проблемы населения путем подворного обхода.
Рабочие группы Народных приемных, состоящие из членов штабов секторов, будут анализировать махалли и дома и формировать краткосрочные — на год — и среднесрочные адресные планы мероприятий по устранению выявленных недостатков и проблем.
Краткосрочные адресные планы исполнят хокимияты, а также Комплекс по вопросам развития территорий и коммунальной сферы, экологии, охраны окружающей среды, транспорта, капитального строительства, стройиндустрии и оборонной промышленности Кабинета Министров Узбекистана, который возглавляет первый вице-премьер Узбекистана Ачилбай Раматов.
Среднесрочные адресные планы мероприятий, а также системные проблемы, изложенные в обращениях в Виртуальную приемную, будут учтены при разработке государственных инвестиционных, региональных, отраслевых и программ в социально-экономической сфере.
Народные приемные, согласно документу, примут меры по обеспечению открытости, прозрачности и беспристрастности при изучении социальной обстановки в регионах и решении проблем населения, привлекая представителей общественности.
Перечни населенных пунктов, подпадающих под программы «Обод кишлок» и «Обод махалля» впредь будут формироваться по согласованию с Народными приемными.
На Народные приемные документом возложены дополнительные задачи:
- координация деятельности секторов и госорганов по выявлению социально-экономических проблем путем подворного обхода, а также их решение;
- координация и контроль в регионах системы работы с обращениями физических и юридических лиц, проведения публичных и выездных приемов;
- участие в оценке социально-экономического состояния территорий махаллей;
- участие в разработке и контроле исполнения региональных, отраслевых и государственных программ в социально-экономической сфере;
- координация работы госорганов, связанной с содействуем лицам с инвалидностью, малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения;
- координация деятельности по оказанию государственных услуг и другие.
Кабинет Министров будет размещать на Едином портале государственных интерактивных услуг данные о выделенных средствах на строительство жилья, дорог, возведение и ремонт объектов электро- и газоснабжения, канализации и других объектов коммунального хозяйства, а также на социальную защиту населения.
Национальное агентство проектного управления и Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций обеспечат интеграцию информационной системы Hudud со всеми Народными приемными и госорганами.
Кроме того, им предписано разработать меры по обеспечению полного и оперативного доведения до населения информации о деятельности, порядке и правилах получения услуг территориальных подразделений госорганов и иных организаций посредством мобильных приложений, вебсайтов и средств электронной коммерции.