7-8 ноября 2018 года в Астане прошла 20-я Центральноазиатская конференция ОБСЕ, обозначившая своей темой «Будущее журналистики».
На повестке дня конференции такие актуальные темы, как качество информации и будущее журналистики в эпоху цифровых данных, дезинформация и способы противостояния ей, особенности и риски популяризации пользовательского контента, фактчекинг и медиаграмотность как универсальные инструменты против фейков, а также стандарты качественной журналистики в эпоху широкого распространения ложных сведений.
Выступающие отмечают важность общей темы в связи с возрастающей цифровизацией. Интернет, как подчеркивают участники, не только дает огромные возможности всем быть в курсе самых последних событий, но и самой аудитории создавать и распространять информацию. Но возрастающее количество фейковых новостей в новой информационной экосистеме уже становится вызовом и актуализирует вопрос профессионализма журналистики в работе с фактами, требует усовершенствования навыков и инструментов фактчекинга.
Марек Бекерман, руководитель магистерской программы по международной журналистике Университета Салфорда (Великобритания) утверждает, что фейковые новости уже становятся инструментом манипуляции, и для борьбы с этим явлением нужно работать над фактчекингом, который он называет своего рода «лекарством» от фейков. Продолжая свою мысль, он утверждает, что универсального средства от распространения ложной информации нет, каждая структура принимает свои меры, в журналистике же должны работать над тем, чтобы сделать ее качественной. «Феномен фейковых новостей – это верх айсберга, но внизу существуют и другие проблемы. Слово «фейк» – не просто вопрос профессионализма, оно уже политизировано, в связи с чем правительство Великобритании запретило использовать понятие «фейковые новости» в официальных документах», – подчеркивает Марек Бекерман.
Одним из каналов распространения фейков являются социальные сети, и, говоря о все возрастающей роли и воздействии social media, докладчики отмечали принципы работы журналистов в соцсетях. Во-первых, это использование социальных медиа в качестве источника высказываний и цитат владельцев аккаунтов. Во-вторых, это площадка изучения общественного мнения для использования в публикациях. В-третьих, это инструмент для мониторингов обсуждений и информационных поводов для проведения журналистских расследований.
Важным тезисом для обсуждения в ходе конференции стали примеры «deep-fakes» (фальсификация информации, фото и видео с применением технологий искусственного интеллекта), которые становятся значительной серьезной угрозой, так как не имеют пока инструментов регулирования. Информационным нападкам с использованием таких технологий уже подверглись главы некоторых государств, и это повод задуматься.
Необходимо отметить, что феномен широкого распространения фейков в настоящее время – серьезный вызов профессиональной журналистике. Однако для решения этого вопроса не достаточно фокусироваться только на журналистике, необходимо рассматривать фактчекинг в качестве базового методического элемента медийной и информационной грамотности населения в целом.
В рамках обсуждаемых тем в ходе конференции эксперты поделились опытом разных стран в борьбе против фейков. К примеру, журналист из Норвегии Торе Бергсакер рассказал об опыте проекта Faktisk, осуществляемого совместно несколькими СМИ, которые в партнерстве работают над разоблачением фейков.
На отдельных сессиях конференции выступили представители из Туркменистана, Таджикистана, Казахстана, Монголии и Узбекистана, которые на примерах своих стран рассказали, как ведется работа с фейками, о повышении качества журналистики на законодательном, этическом, исследовательском, практическом уровнях.
Для борьбы с фейками, как отметила в своем докладе Г. Бабаджанова, директор Центра переподготовки журналистов Узбекистана, журналистам необходимо проверять информацию, искать альтернативные источники и не злоупотреблять скоростью в ущерб точности. В качестве путей достижения этого можно назвать повышение уровня профессионализма журналистов, их навыков по использованию многочисленных мультимедийных платформ для фактчекинга и проверки источников информации. Еще одним важным инструментом является усиление саморегуляции СМИ, которая заставит в еще большей степени повысить ответственность журналистов перед обществом и соблюдать этические нормы в своей работе. Для дальнейшего развития саморегуляции СМИ в Узбекистане на днях состоялось обсуждение национального кодекса этики журналистов, который должен быть принят журналистским сообществом уже в конце этого года. Также обсуждается вопрос о создании в стране Медиа-омбудсмена, что тоже сыграет немаловажную роль в противодействии фейкам и дезинформации в СМИ, а также повысит качественный уровень отечественных СМИ, резюмировала докладчик.
В выступлении руководителя отдела Узбекского агентства по печати и информации А. Кан отмечены большие изменения в обеспечении свободы слова в Узбекистане за последние пару лет. Озвучены изменения на законодательном уровне, подчеркнуты упрощения в сфере регистрации СМИ, переход процесса регистрации в электронный формат, устраняющий бюрократические барьеры. Положительным примером также отмечены действующие по стране Виртуальные приемные Президента и каждого руководителя госоргана, нацеленные на то, чтобы правительство было информировано о проблемах в обществе. Перед госорганами в связи с этим поставлена задача изучения каждого полученного обращения, и такие реформы, несомненно, являются признаками актуальности вопроса гласности для правительства, основной задачей которого сегодня является держать руку на пульсе.
Национальные информационные ресурсы переживают период подъема, повышение квалификации журналистов в данном контексте является отдельным направлением работы, как отметил А. Кан. Для целостности и более широкого охвата реформами сферы СМИ в Узбекистане также актуален вопрос подготовки молодых кадров, и в мае 2018 года организован отдельный вуз – Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана, где ведется дифференцированная подготовка кадров на уровне бакалавриата, магистратуры.
В ходе конференции удалось осуществить обмен опытом в сфере саморегулирования в разных странах, работу в этом направлении необходимо совершенствовать и, конечно же, продолжать. Механизмов саморегулирования сегодня много, еще одним важным независимым инструментом может стать совершенствование этических правил. Это актуализируется также в связи с продолжающимся ростом пользовательского контента, когда каждый пользователь может стать автором и соавтором информации. В данном аспекте идея медиаграмотности населения в отношении понимания роли СМИ становится важной для саморегулирования современного информационного взаимообмена.
В качестве резолюции конференции разработан документ «Предварительные рекомендации», состоящий из пяти тематических блоков: «Свобода слова в цифровую эпоху», «Качество информации и плюрализм СМИ», «Саморегулирование и фактчекинг», «Вопросы медиаграмотности», «Язык ненависти». Электронная версия документа доступна на сайте ОБСЕ (www.osce.org).
Нозима Муратова,
декан факультета интернет-журналистики и социальных медиа Университета журналистики и массовых коммуникаций.