Наркомания: проблемы профилактики и методы решения

С усилением глобализации неуклонно растут проблемы, связанные с зависимостью человечества. Данные вопросы берут начало с истории древнего мира, когда люди, сами того не зная, становились зависимыми от одурманивающих сознание наркотических трав. В двадцатом веке данный список стремительно пополнили компьютерные игры, телевидение, рабская зависимость людей, попавших в различные религиозные, террористические группировки, сексуальную эксплуатацию. И если первобытный человек не понимал весь ужас последствий зависимости, то современный человек идёт на данный шаг зачастую осознанно, рискуя не только своей жизнью, но и судьбами своих родных и близких. Особо уязвимыми здесь являются дети (до подросткового возраста), когда знаний и психологического иммунитета ещё недостаточно.

В списке перечисленных проблем, наркомания является наиболее острой, приводит к разрушению физического и психического здоровья, огромному росту преступности среди молодёжи. Сегодня, в мире 52% преступлений совершаются лицами до 30 лет, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. С демонстративным и вызывающим поведением молодые люди всё чаще и в крайних формах проявляют жестокость и агрессию. Сложившаяся ситуация требует острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Важную роль в профилактике ПАВ (психоактивные вещества) играет Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». Согласно резолюции, принятой государствами-участниками этой конвенции, ежегодно начиная с 26 июня 1987 года отмечается, как Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

В Узбекистане создана прочная правовая база противодействия наркомании в соответствии с современными требованиями. Существенные результаты дает проводимая работа на основе законов Республики Узбекистан «О противодействии распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)», «О наркотических средствах и психотропных веществах» и ряда других законов и нормативно-правовых актов. Разработаны и введены в действие статьи Уголовного Кодекса РУз, предусматривающие уголовное наказание за преступления, составляющие незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ.

Согласно статье 5 Закона Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» воспитание молодежи способной противостоять вредным влияниям и течениям, с твердыми убеждениями и взглядами на жизнь, а также формирование стремления к здоровому образу жизни является одним из главных направлений государственной молодежной политики.

По статистике в 90% случаев причиной употребления психоактивных веществ является личностное или семейное неблагополучие. У каждого человека присутствует склонность к различным видам зависимости, наличие же серьезного расстройства, по мнению ряда ученых, является ведущим условием перехода этой особенности в хроническое заболевание. Наркоманы разбиты душевно, изолированы и не удовлетворены своей жизнью. У них наблюдается низкая самооценка, отсутствие чувств, они погружены в себя, их не интересуют проблемы и достижения близких, единственное, что имеет значение, «добыть очередную дозу, здесь и сейчас». И для достижения этой «цели», они не останавливаются ни перед чем, могут идти на самые жестокие преступления, вплоть до убийства родных и близких.

Специалисты констатируют, что неправильное воспитание, многочисленные стрессы, потеря смысла жизни являются основными факторами, приводящими подрастающее поколение к употреблению алкоголя, табака и наркотиков. Обычно, их не трудно распознать, это подростки, которые постоянно отсутствуют на уроках, ведут нездоровый образ жизни, совершают правонарушения. Усиливается влияние псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, разводы. Всё это ещё раз подчёркивает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики зависимого поведения в образовательной среде.

Первичная профилактика имеет огромное значение в борьбе с негативными явлениями, ведь болезнь легче предупредить, чем лечить. Среди населения проводятся встречи и семинары, направленные на усиление бдительности, утверждение здорового образа жизни, участникам широко разъясняются трагические последствия употребления ПАВ.  В школах, высших и средних специальных учебных заведениях проводятся встречи для предотвращения наркомании среди детей и молодежи. Учителя, психологи, специалисты наркологических диспансеров и оперативные сотрудники отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на основе жизненных примеров призывают молодежь к бдительности. Подобные мероприятия дают результат, однако практика показывает, что этого недостаточно.

Анализ проблем зависимого поведения у детей и молодёжи указывает на необходимость разработок современных подходов. Однако и в образовательных учреждениях эффективность профилактической работы является недостаточной, так как данные мероприятия проводятся отдельно друг от друга, и зачастую носят декларативный характер. Не хватает целостности, направленной на одну общую цель – формирование здорового образа жизни. Данная задача требует объединения всех форм и методов превентивной работы, включающей современный опыт и знания.

Кроме того, не у всех педагогов хватает знаний и опыта работы в данном направлении, включающей знание о возрастной психологии, физиологии, социологии. Занятия должны проводиться систематически, в виде семинаров-тренингов, включая всестороннюю интеракцию каждого участника. Каждый тренинг должен иметь продолжительность, не более 15 участников, в среднем по 5-7 занятий, за данный период, у каждого участника сформировываются те или иные полезные навыки.

Ещё одной немаловажной задачей в профилактической работе является диагностика зависимого поведения, которая проводится до и после занятий. Каждый педагог (тренер) перед подготовкой темы для очередного занятия, в целях правильного выбора направления и заинтересованности самих участников, должен проводить устный или письменный опрос. На сегодняшний день, науке известны различные опросники для определенных типов аддикции (зависимости): Интернет, азартные игры, алкоголизм, табакокурение, наркомания и т.д. Несмотря на эффективность данных анкет, они имеют некоторую сложность и односторонность в том, что каждый опрошенный (в той или иной степени) может иметь несколько типов аддикций.

Примечательно, что наркомания также как и ряд других видов зависимого поведения, не появляется в один день, или после одного приёма ПАВ, это процесс, где каждый день незаметно происходит разрушение личности. Несмотря на то, что негативные явления в какой-то мере связаны с улицей, с бытом и досугом, всё-таки берут свое начало в семье и в ней проявляют себя наиболее активно. До сих пор многим родителям свойственно думать, что во всём негативном, что происходит с их ребёнком, виновата улица, школа или общество. Ребёнок рождается в семье, первые ростки социализации его с внешним миром, происходят именно с самыми близкими людьми – родителями, братьями и сёстрами. С первых дней жизни ребёнок ежечасно чему-то учится, по кирпичикам складывается калейдоскоп его души.

Характерное для молодых родителей заблуждение о том, что маленькие дети ничего не понимают, приводит их возле детей выяснять отношения на повышенных тонах, скандалить, а в некоторых случаях и применять физическую силу. Изо дня в день, становясь свидетелем таких сцен, ребёнок замыкается в себе, у него растёт чувство повышенной тревожности, он теряет опору и надежду, а в некоторых случаях становится крайне жестоким и агрессивным. Ребенок, который воспитывается в стрессовой, неблагоприятной атмосфере с применением со стороны родителей разных методов запугивания, имеет высокий риск заполучить тревожное расстройство во взрослом возрасте. В его душе крепко обосновывается страх перед наказанием и неприятием со стороны общества. Всё перечисленное приводит к разным видам зависимостей.

В принимаемых нормативно-правовых актах, особое внимание уделяется исследованиям, вбирающим в себя создание полноценных условий для развития подрастающего поколения. Особое внимание отведено родителям, для овладения ими специальных знаний об особенностях ребёнка.

Всем известно, что почти каждый ребёнок зависит от своей семьи. Среди условий зависимого поведения неблагополучие семьи занимает одно из первых мест. Злоупотребление алкоголем или наркотиками, нарушение здоровых (конструктивных) отношений взрослых с детьми, часто возникающие конфликтные ситуации между супругами увеличивают риск возникновения у ребёнка комплекса неполноценности, низкой самооценки и зависимого поведения. В связи с этим, семья в обязательном порядке должна вовлекаться в профилактику, ведь в противном случае круг замкнётся, подросток (после профилактических занятий) опять возвратится в прежнюю семейную атмосферу, где его будут ждать разочарование и боль.

Гульшана ХУДОЯРОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса