Состоялось расширенное слушание Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан. На нем была заслушана информация министра народного образования о состоянии правового образования и воспитания в образовательных учреждениях.
Как отмечалось, в утвержденной Президентом нашей страны Шавкатом Мирзиёевым Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистана в 2017-2021 годах определены наряду с подготовкой кадров-правоведов приоритетные задачи по повышению качества правового образования и воспитания в образовательных учреждениях.
В настоящее время ведется определенная работа по полноценному выполнению данных задач. Однако в общеобразовательных школах имеются некоторые проблемы и недостатки в преподавании таких важных предметов, как основы Конституции и право.
В частности, в 1-4-х классах «Алфавит Конституции» не проводится в качестве отдельного предмета, а только во время уроков «Чтение», «Окружающий мир», «Природоведение», «Одобнома» и воспитательного часа. А для предмета «Путешествие в мир Конституции» в 5-6-х классах выделены часы в рамках занятий «Чувство Родины», «Идея национальной независимости и основы духовности». В 9-м классе предмет «Основы конституционного права», а в 8-, 10- и 11-х классах – предмет «Основы государства и права» проводятся всего один раз в неделю.
Несмотря на то, что правовые предметы входят в обязательные квалификационные требования, которыми должны овладеть учащиеся общеобразовательных школ, они не сдают экзамен по данным предметам.
Экзамен по правовому предмету проводится лишь тогда, когда ученики 8-го класса при переходе из класса в класс выбирают «Основы государства и права» в качестве одного из трех предметов.
По мнению депутатов, не на должном уровне находится и кадровый потенциал в преподавании правовых предметов. Так, всего 88 (0,95 процента) из 9 тысяч 255 учителей, преподающих предмет «Основы государства и права», имеют специальность в направлении «Юриспруденция», 3 тысячи 931 (42,5 процента) – в направлении «Национальная идея и право». Остальные являются специалистами узбекского языка и литературы, истории и архивного дела, политологии.
В ходе встречи, сопровождавшейся оживленной дискуссией, обсуждались вопросы не только преподавания предметов по праву в системе народного образования, но и в системе высшего и среднего специального образования, а также поднятия на качественно новый уровень подготовки кадров в данном направлении. Были заслушаны предложения и рекомендации экспертов и специалистов сферы. В частности, отмечалась необходимость определения Ташкентского государственного юридического университета в качестве базового вуза по всестороннему повышению уровня преподавания правовых предметов, налаживанию подготовки педагогических кадров по правоведению и правовому образованию.
Кроме того, отмечалась необходимость принятия действенных мер, направленных на повышение знаний и педагогического мастерства преподавателей права, качества учебников на основе требований времени, недопущения повторений в учебниках и пособиях по праву, а также в процессе их преподавания минимизации использования сложной терминологии. В достижении этих целей важное значение имеет налаживание эффективного сотрудничества между авторами правовых учебников.