Кардинальные реформы ожидаются в сфере торговли Узбекистана

На портале СОВАЗ опубликован проект постановления президента «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках».

В документе отмечается, что в Узбекистане сохраняется ряд проблемных вопросов, препятствующих расширению товарооборота, обеспечению внутреннего рынка необходимыми для производства товарами, осуществлению беспрепятственного экспорта производимой в республике продукции, в том числе:

первое, низкий уровень развития оптовой торговли, системы поставок полуфабрикатов и промышленной продукции для последующей переработки, других товаров по принципу «бизнес-для бизнеса» (B2B) приводят к повышению трансакционных издержек субъектов предпринимательства, снижению в конечном итоге конкурентоспособности производимой ими продукции на внешних рынках;

второе, ограниченность масштаба операций, видов торгуемых товаров и инструментов биржевой торговли затрудняет доступ субъектов предпринимательства к ресурсам и объективное ценообразование на производимые товары, слабо внедряются фьючерсы, производные инструменты и другие современные механизмы торговли биржевыми товарами, позволяющие обеспечить защиту предпринимателей, особенно сельхозпроизводителей, от неблагоприятных изменений цен.

третье, остается значительной государственная доля в уставных капиталах субъектов оптовой и биржевой торговли, сохраняются устаревшие ограничения в сфере осуществления розничной торговли и оказания услуг населению, что препятствует динамичному развитию конкуренции в этих сферах;

четвертое, не налажена системная работа по информированию производителей и потребителей, в том числе иностранных, о номенклатуре и объемах производимой и востребованной продукции в отраслях экономики, что сдерживает развитие производственной кооперации внутри республики, а также с зарубежными производителями.

В целях дальнейшего совершенствования механизмов осуществления торговых операций, развития здоровой конкурентной среды на товарных рынках, а также создания условий для повышения эффективности и сокращения издержек субъектов предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности, производимой ими продукции с 1 января 2019 года предлагают отменить:

— требования о наличии лицензий на осуществление оптовой торговли и особый порядок налогообложения предприятий оптовой торговли;

— действующего порядка учета производства и реализации отдельных видов подакцизных товаров (автомобили, растительное масло, алкогольная и табачная продукция и др.);

— требования по выдаче разрешительного документа на осуществление выездной торговли;

— санкций за просроченную дебиторскую задолженность, возникающую во взаимоотношениях с контрагентами у субъектов предпринимательства;

— требования о 15-процентной предоплате на внутреннем рынке по сделкам у субъектов предпринимательства;

— практики требования 100-процентной предоплаты при экспорте свежей плодоовощной продукции, предусмотрев условия оплаты в соответствии с соглашением между сторонами;

— ограничений на экспорт отдельных видов товаров;

— штрафных санкций за сверхдоговорные объемы потребления природного газа и электрической энергии потребителями;

— действующего порядка формирования графиков выставления на биржевые торги высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов и их согласование с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции;

— требования о предоставлении финансового потребительского кредита для приобретения у производителя или реализующей организации только потребительских товаров (услуг), произведенных в Республике Узбекистан.

Также планируют разрешить вывоз за пределы Республики Узбекистан для физических лиц товаров в пределах разрешаемого объема валюты стоимостью до 5 тыс. долларов США.

С 1 октября 2018 года также намерены внедрить новый порядок сдачи и использования наличной денежной выручки, предусматривающего, что:

— хозяйствующие субъекты, имеющие среднюю дневную наличную выручку свыше 20-кратного минимального размера заработной платы, сдают ее в кассы банков ежедневно через службу инкассации либо самостоятельно;

— хозяйствующие субъекты, имеющие наличную выручку меньше указанных объемов, имеют право сдавать наличную выручку в кассы банков через службу инкассации в определяемые ими периоды или самостоятельно;

— отменяется инкассирование наличной денежной выручки исключительно через службы инкассации Центрального банка Республики Узбекистан;

— разрешается осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, с использованием корпоративных банковских карт без заключения договоров купли-продажи с выдачей инвойса (счет-фактуры).

Напомним, что проект документа находится на стадии обсуждения. Документ может быть изменен или отменен.

С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.